Великий пост: Вход Господень в Иерусалим (Всенощное бдение)

Вход Господень в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем или по церковному Неделей Ваий. Во всех евангельских повествованиях находим похожие описания этого события. У евангелиста Иоанна читаем:
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, нашед молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».
Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря, и воскресил его из мертвых;
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним».
В праздник Входа Господня в Иерусалим на аналое перед алтарем полагается икона праздника, на которой изображен сюжет, описанный в евангельских повествованиях.

IMAG0010_(4)

В этот праздник прихожане приходят в храм с пучками вербы в подражание народу, встречавшему Спасителя с пальмовыми ветвями (вайи — ветви финиковой пальмы). В наших краях пальмы не растут, да и другие растения в конце Великого Поста еще только просыпаются после зимней спячки. Вот и сложилась у православных людей традиция встречать этот праздник с веточками вербы, символизирующими вайи. Удивительно, что, хотя срок праздника меняется год от года в довольно широких пределах, всегда к этому празднику верба успевает украситься нежными опушенными почками. Очень красивы ранней весной эти красные веточки, покрытые белыми или желтоватыми почками.

IMAG0001_(3)

На всенощное бдение люди приходят заранее. Пожилые прихожане до начала службы рассаживаются по скамейкам у входа в храм, ведь впереди продолжительная вечерняя служба.

IMAG0002_(3)

Многие прихожане стараются до начала службы приобрести свечи, приложиться к чтимым иконам.

IMAG0006_(3)

Среди прихожан люди всех возрастов, много детей, даже совсем маленьких, которые приходят с родителями. У большинства прихожан в руках пучки вербы.

IMAG0025_(3)

К началу Всенощного бдения храм заполняется прихожанами.

IMAG0015_(2)

Затепляются свечи.

IMAG0009_(1)

Учащиеся воскресной школы с видимым удовольствием несут послушание возле подсвечников. Взрослым остается только подсказывать ребятам, как правильно выполнять эту работу.

IMAG0050_(1)

Всенощное бдение, включающее вечерню и утреню, начинается с повечерия.
Во время службы поется тропарь праздника:
«Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».

IMAG0005_(3)

Проводится каждение храма.
Во время Всенощного бдения поется кондак праздника:
«На престоли на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен грядый Адама воззвати.»

IMAG0008_(4)

Вход с кадилом. Свеча в руках свещеносца, сопровождающего священника, символизирует свет учения Христова.

IMAG0013_(3)

Возглас священника «Мир всем».

IMAG0014_(2)

Во время молитвы главопреклонения, которую священник читает после возгласа: «Главы ваша Господеви приклоним», прихожане склоняют головы в поклоне.

IMAG0012_(4)

На Всенощном бдении в праздник Входа Господня в Иерусалим проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. На середину храма выносится стол, на котором помещается специальное блюдо, на котором размещается блюдо с пятью хлебами, сосуды для пшеницы, вина и масла (елея) и подсвечник с тремя затепленными свечами.

IMAG0017_(2)

Освящение предваряется литией — особыми молитвами, читаемыми при входе в храм.
«Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече…»

IMAG0016_(2)

Священник читает молитвы на благословение хлебов:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей; и умножи сия в веси сей и во всем мире Твоем; и вкушающия от них верныя освяти…»

IMAG0018_(3)

Проводится каждение благодатных Божиих даров.

IMAG0020_(3)

Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню.
Утреня начинается с шестопсалмия. В храме гасят весь свет. При слабом свете лампад и одной горящей свечи чтец читает шесть избранных псалмов.

IMAG0022_(2)

Во время чтения шестопсалмия священник безгласно читает перед алтарем молитву.

IMAG0023_(2)

По завершении шестопсалмия вновь затепляются все свечи и начинается самая яркая часть утрени — полиелей. Храм наполняется светом от множества светильников и затепленных свечей. Звучит величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».

IMAG0031_(4)

Со свечой в руках священник проводит каждение праздничной иконы и веток вербы, размещенных в вазе рядом с аналоем.

IMAG0028_(4)

Проводится окропление святой водой веток вербы.
«Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».

IMAG0034_(4)

В завершающей части Всенощного бдения проводится елеопомазание освященным елеем.

IMAG0036

Одновременно священник проводит окропление святой водой верб, принесенных прихожанами.

IMAG0037_(2)

К своим вербам прихожане обычно добавляют еще одну веточку из освященных верб.

IMAG0039_(3)

После елеопомазания и окропления верб прихожане получают частицы хлебов, смоченные вином, которые освящались во время вечерни.

IMAG0043_(2)

Завершая Всенощное бдение, отец Андрей, как бы напутствуя прихожан перед началом Страстной недели, произносит:
«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».

IMAG0044

После завершения Всенощного бдения продолжается исповедь, начавшаяся еще до начала Богослужения и продолжавшаяся в ходе его.

IMAG0047_(1)

В дни двунадесятых праздников многие прихожане стараются причаститься на утренней литургии, а для этого надо обязательно исповедаться накануне на вечернем Богослужении. В такие дни исповедь продолжается уже после окончания вечернего Богослужения.

IMAG0048_(4)