Вход Господень в Иерусалим называют еще Вербным воскресеньем или по церковному Неделей Ваий. Во всех евангельских повествованиях находим похожие описания этого события. У евангелиста Иоанна читаем:
«На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен Грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Иисус же, нашед молодого осла, сел на него, как написано: «Не бойся, дщерь Сионова! Се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле».
Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему.
Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря, и воскресил его из мертвых;
Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? Весь мир идет за Ним».
В праздник Входа Господня в Иерусалим на аналое перед алтарем полагается икона праздника, на которой изображен сюжет, описанный в евангельских повествованиях.
В этот праздник прихожане приходят в храм с пучками вербы в подражание народу, встречавшему Спасителя с пальмовыми ветвями (вайи — ветви финиковой пальмы). В наших краях пальмы не растут, да и другие растения в конце Великого Поста еще только просыпаются после зимней спячки. Вот и сложилась у православных людей традиция встречать этот праздник с веточками вербы, символизирующими вайи. Удивительно, что, хотя срок праздника меняется год от года в довольно широких пределах, всегда к этому празднику верба успевает украситься нежными опушенными почками. Очень красивы ранней весной эти красные веточки, покрытые белыми или желтоватыми почками.
На всенощное бдение люди приходят заранее. Пожилые прихожане до начала службы рассаживаются по скамейкам у входа в храм, ведь впереди продолжительная вечерняя служба.
Многие прихожане стараются до начала службы приобрести свечи, приложиться к чтимым иконам.
Среди прихожан люди всех возрастов, много детей, даже совсем маленьких, которые приходят с родителями. У большинства прихожан в руках пучки вербы.
К началу Всенощного бдения храм заполняется прихожанами.
Затепляются свечи.
Учащиеся воскресной школы с видимым удовольствием несут послушание возле подсвечников. Взрослым остается только подсказывать ребятам, как правильно выполнять эту работу.
Всенощное бдение, включающее вечерню и утреню, начинается с повечерия.
Во время службы поется тропарь праздника:
«Спогребшеся Тебе крещением Христе Боже наш, безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим, и воспевающе зовем: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне».
Проводится каждение храма.
Во время Всенощного бдения поется кондак праздника:
«На престоли на небеси, на жребяти на земли носимый Христе Боже, ангелов хваление, и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен грядый Адама воззвати.»
Вход с кадилом. Свеча в руках свещеносца, сопровождающего священника, символизирует свет учения Христова.
Возглас священника «Мир всем».
Во время молитвы главопреклонения, которую священник читает после возгласа: «Главы ваша Господеви приклоним», прихожане склоняют головы в поклоне.
На Всенощном бдении в праздник Входа Господня в Иерусалим проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. На середину храма выносится стол, на котором помещается специальное блюдо, на котором размещается блюдо с пятью хлебами, сосуды для пшеницы, вина и масла (елея) и подсвечник с тремя затепленными свечами.
Освящение предваряется литией — особыми молитвами, читаемыми при входе в храм.
«Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концов земли и сущих в море далече…»
Священник читает молитвы на благословение хлебов:
«Господи Иисусе Христе Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей; и умножи сия в веси сей и во всем мире Твоем; и вкушающия от них верныя освяти…»
Проводится каждение благодатных Божиих даров.
Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню.
Утреня начинается с шестопсалмия. В храме гасят весь свет. При слабом свете лампад и одной горящей свечи чтец читает шесть избранных псалмов.
Во время чтения шестопсалмия священник безгласно читает перед алтарем молитву.
По завершении шестопсалмия вновь затепляются все свечи и начинается самая яркая часть утрени — полиелей. Храм наполняется светом от множества светильников и затепленных свечей. Звучит величание:
«Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием: благословен Грядый во имя Господне».
Со свечой в руках священник проводит каждение праздничной иконы и веток вербы, размещенных в вазе рядом с аналоем.
Проводится окропление святой водой веток вербы.
«Освящаются ваия сия, окроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа».
В завершающей части Всенощного бдения проводится елеопомазание освященным елеем.
Одновременно священник проводит окропление святой водой верб, принесенных прихожанами.
К своим вербам прихожане обычно добавляют еще одну веточку из освященных верб.
После елеопомазания и окропления верб прихожане получают частицы хлебов, смоченные вином, которые освящались во время вечерни.
Завершая Всенощное бдение, отец Андрей, как бы напутствуя прихожан перед началом Страстной недели, произносит:
«Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец».
После завершения Всенощного бдения продолжается исповедь, начавшаяся еще до начала Богослужения и продолжавшаяся в ходе его.
В дни двунадесятых праздников многие прихожане стараются причаститься на утренней литургии, а для этого надо обязательно исповедаться накануне на вечернем Богослужении. В такие дни исповедь продолжается уже после окончания вечернего Богослужения.