Три Спаса

Август — месяц, богатый церковными праздниками, с которыми связано много интересных народных традиций. Это месяц, когда земля щедро вознаграждает человека за проделанную весной и в начале лета работу: к этому времени созревают плоды на деревьях, вырастают посаженные весной овощи. Существующие в наши дни церковные традиции возникли в обществе, целиком и полностью зависевшем от земли, в крестьянских общинах. Благодаря этому сегодня есть такие праздники как Медовый, Яблочный, Ореховый Спас.

IMAG0921

Православная церковь вспоминает в эти летние дни многие важные события. 14 августа (здесь и далее даты указаны по новому стилю) — праздник, который в церковном календаре имеет название «Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня». 19 августа — Преображение. 28 августа празднуется Успение Божией Матери, которому предшествует недолгий (2 недели), но строгий пост, призванный подготовить православного христианина к этому событию. На следующий день, 29 августа — Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В этом же месяце мы вспоминаем многих святых, особо чтимых Русской Православной Церковью. 1 августа — день памяти преподобного Серафима Саровского, 2 августа — пророка Илии, 9 августа — великомученика и целителя Пантелеимона.

Икона. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. 1510 год

Икона. Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста. 1510 год

В народе праздник Происхождения (изнесения) древ Креста Господня давно называется Медовым Спасом. Изначально праздник был установлен в Византии, в городе Константинополе, где по причине болезней, часто случавшихся в августе, утвердился обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и излечения болезней. С этого дня и до Успения Пресвятой Богородицы Крест выносился из императорской сокровищницы и предлагался народу для поклонения. В Россию этот праздник пришёл в XII веке, когда Андрей Боголюбский в 1164 году установил празднование в честь Спаса и Богородицы в ознаменование победы над волжскими булгарами. В канун праздника, 13 августа, на вечернем богослужении на середину храма выносится Крест Господень для поклонения ему. Также 14 августа — день памяти семи дохристианских мучеников Маккавеев, пострадавших в 166 году до Рождества Христова. По установившейся традиции в этот день в храмах проходит освящение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу. С 14 числа начинается строгий Успенский пост, длящийся 2 недели.

Преображение Господне. Икона XV в. Москва

Преображение Господне. Икона XV в. Москва

19 августа православная церковь празднует один из двунадесятых великих праздников — Преображение Господне. Евангелие повествует нам о том, что Иисус Христос возвёл троих учеников: Петра, Иакова и Иоанна — на гору, чтобы помолиться вместе с ними. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2). При этом явились два ветхозаветных пророка, Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Увидев это, поражённый и испуганный Пётр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк.9:5). После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте» (Мф.17:5) Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мк.9:9). В народе праздник назван Яблочным Спасом или Вторым Спасом (после первого — Медового). В этот день в храме освящаются яблоки и другие плоды и овощи. Принесение плодов в храм является благодарственной жертвой Богу за дарованный Им урожай. В этот день монастырский устав разрешает вкушение рыбы.

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея.

Авгарь получает Нерукотворный Образ от апостола Фаддея.

Перенесение из Едессы (Эдессы) в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа произошло в 944 году. Согласно Евсевию Кессарийскому (ок. 263-240) История Нерукотворного Образа такова: в то время, когда Христос проповедовал Евангелие в Иудее, слово о нём разнеслось весьма далеко, даже за пределы Святой Земли. Услышал о нём и царь Авгарь, правивший народами за рекой Евфратом. Авгарь (или Абгар V Уккама), согласно различным источникам, был топархом, или правителем, Осроены — государства, существовавшего на территории приевфратской Месопотамии с 132 до н.э. по 244 г. н.э., столицей которого являлся город Эдесса. Абгар, поражённый тяжёлой болезнью, узнав об имени Иисуса и Его чудесах, послал гонца с письмом, чтобы просить его об избавлении от болезни. Спаситель ответил топарху письмом, в котором говорил о том, что вскоре пошлёт к нему одного из своих учеников излечить болезнь и вместе с письмом отправил убрус (плат), на котором отпечаталось Его лицо. Вскоре после Вознесения Фаддей, один из семидесяти апостолов, отправился в Эдессу благовествовать учение Христово. Он выполнил всё, что обещал Спаситель Авгарю. Нерукотворный образ с тех пор хранился в городе до 944 года, когда город был осаждён императором Романом I. Тогда жители Эдессы в обмен на мир отдали убрус, и образ был торжественно перенесён в Константинополь. Святыня была похищена из Константинополя во время разграбления города участниками IV Крестового похода в 1204 году, после чего утеряна. В народной традиции этот праздник называется Ореховым Спасом, Хлебным Спасом, Холщовым Спасом. В этот день принято приносить в храм для освящения орехи. Также народная традиция предусматривает выпечку хлеба из нового урожая. Холщовым Спасом праздник назван из-за традиции торговать в этот день холстами, полотнами.