Едва ли найдётся человек, который не слышал об этом церковном празднике. В этот праздник в церкви освящается мед. К середине августа заканчивается период медосбора и трудолюбивые пчелы делятся им с человеком, щедро награждая нелегкие труды пчеловодов, помогающих пчелиным семьям перезимовать и прокормиться до начала медосбора. Необычайную целительную силу мед обретает после освящения в праздник медового Спаса. До начала службы столик рядом с кануном заполняется медом, который прихожане приносят для освящения. Золотистое чудо, дарованное человеку, вобравшее в себя все тепло уходящего лета, переливается всеми оттенками янтаря. У каждого меда свой тонкий аромат. Здесь и запах лугового разнотравья и пряный запах цветущей липы и острый запах мяты или пустырника и много других тончайших оттенков запахов.
Для пожилых людей, чье детство пришлось на скудные послевоенные 40-е и 50-е годы, этот праздник дорог еще и тем, что напоминает о простых радостях той поры. Многих детей тогда отправляли на лето в деревню к бабушкам и дедушкам. И часто в деревне оказывался пасечник, который собирал всю детвору в деревне, ставил на стол миску с медом нового сбора, раздавал детям деревянные ложки и по куску настоящего свежего ржаного хлеба. Не было для той детворы слаще угощения и нет для теперешних уже бабушек и дедушек слаще воспоминания о своей детской поре.
В церковном календаре этот праздник называется «Происхождение честных древ честнаго и животворящего Креста Господня». Удивительное название, часто вовсе непонятное для невоцерковленного человека. Праздник этот установлен в Константинополе в IX веке, сначала как местный, а с XII — XIII века как общий праздник. Причиной установления праздника были многочисленные болезни, случавшиеся там в августе. Для избавления от этих болезней часть Креста Господня из домовой церкви износилась в храм св. Софии, где совершалось водосвятие, а затем в течение двух недель святыню носили по городу. Затем древо Креста возвращалось в царские палаты, а болезни оставляли город
В России праздник появился в XIV — XV веке. Название «Происхождение», оказывается, — просто неверный перевод с греческого слова, означающего скорее «крестный ход» или «церемония».
В этот же день в православной церкви проводится празднество Всемилостивого Спаса Христу Богу нашему и Пресвятой Богородице Марии, Матери Его.
Этот праздник установлен в 1164 году Андреем Боголюбским после победы над Поволжскими татарами.
Освящение меда в этот праздник связано с тем, что 1 августа (14 августа по новому стилю) совершается чин освящения воды, наследуя традицию освящения воды 1 числа каждого месяца в Костантинопольской придворной церкви.
Медовый Спас, как название праздника, ближе и понятнее простым русским православным христианам, поэтому такое название праздника стало общеупотребительным.
Медовый Спас — один из немногих праздников в православной церкви, в который для поклонения прихожан из алтаря выносится Крест Господень
В начале праздничного богослужени прихожане прикладываются ко Кресту.
Затепляются свечи перед иконами.
Многие прихожане приходят семьями с детьми, так с детства начинается приобщение к православной традиции.
Постепенно храм заполняется прихожанами и начинается праздничное богослужение
Ход Божественной литургия хорошо знаком воцерковленным прихожанам, но для людей, лишь изредка посещающих церковь, в этом богослужении всегда много удивительного.
Вход с Евангелием и чтение Евангелия являются важной частью богослужения.
Проводится каждение алтаря.
Читается Апостол.
Склонив головы, прихожане слушают чтение Евангелия и книги деяний Апостолов .
В проповеди на праздничном богослужении отец Андрей рассказывает об истории и духовном значении праздника.
Особенное внимание в проповеди уделяется спасительной роли крестного подвига Господа нашего Иисуса Христа, роли Креста Господня в духовной жизни православных христиан..
На Великом входе вначале поминаются иерархи церкви. Завершая Великий вход священник возглашает:
Вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин.
Самый волнующий момент литургии. Священник выносит Святую Чашу. С особым душевным трепетом воспринимает православный человек такие знакомые и такие волнующие слова священника:
Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника и причастницу мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем.
Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, Господи, но во исцеление души и тела. Аминь.
По сложившейся традиции перывыми к Святой Чаше подходят дети.
Маленьких детей причащают на руках у пап или мам.
В православных многодетных семьях детей причащают по очереди.
Дети постарше причащаются самостоятельно.
В праздники причастников бывает много, и во все время причащени хор поет:
Тело Христово приимете, Источника безсмертного вкусите.
В конце литургии проводится освящение меда. Священник совершает каждение места освящения
Читаются молитвы о благословении и умножении благодатных даров Господних
Венчает чин освящения меда окропление освященной водой
По старинной заповеди вкушение меда до освящения считалось грехом. После медового Спаса вкушение меда разрешается. Многие прихожане оставляют баночки с освященным в церкви медом нетронутыми до самой зимы. Веря в целительную силу освященного меда, они берегут его на случай болезней и недугов.
Подходит к концу праздничное богослужение. Начинается его заключительная часть — отпуст.
Для прихожан участие в праздничном богослужении — радостное событие. В нем обретается мир в душе, гармония внутреннего мира прихожан.
Вот и еще один красивый и своеобразный церковный праздник завершился. Своеобразие его — в удивительном переплетении церковной традиции Византии времен первых христиан и традиций, веками существовавших в России. Необычайной притягательной силой обладают такие церковные праздники в сельских и поселковых приходах, вдали от городской суеты и многолюдья. Не случайно среди прихожан храма много москвичей. Для них участие в богослужении позволяет по-новому увидеть духовную красоту праздника и почувствовать себя не просто гостями в храме, но настоящими прихожанами.