Природа северного Подмосковья отличается особенной сдержанной красотой. Многочисленные реки и речушки с чистой ключевой водой несут свои воды среди пологих холмов с плоскими вершинами, вековых хвойных лесов и необозримых полей между берегами, заросшими липой, ольхой и черемухой. В этих живописных местах трудами преподобного Сергия Радонежского возник центр русского православия — Свято-Троице Сергиева Лавра. А в окрестностях Сергиева Посада — множество монастырей, храмов и памятных мест, тесно связанных с именем преподобного Сергия Радонежского.
Вот по этим святым местам и отправилась в паломническую поездку по благословению настоятеля группа прихожан храма Александра Невского в Вербилках.
Первая остановка — в Хотькове. Здесь паломники посетили Покровский Хотьков женский монастырь
По преданию первая обитель на левом берегу речки Пажи, на месте теперешнего монастыря, была основана в 1308 году родителями преподобного Сергия Радонежского — боярами Кириллом и Марией.
Из жития преподобного Сергия Радонежского узнаем, что преподобный принял монашеский постриг в Хотькове, у Покрова,.также как и брат его Стефан.
Дошедшие до нас каменные здания обители были возведены в XVIII-XIX веках
В 1918 году для монастыря настали тяжелые времена: в сентябре 1918-го — ограбление, в декабре 1919-го — часть зданий отдали детской колонии, летом 1928 года — здания обители отдали под фабричные общежития, в начале 1930-х годов — закрытие храмы.
Позднее монастырские здания перестраивались, разрушались, снесена была даже колокольня.
Главной святыней обители является гробница родителей святого Сергия Радонежского — схимонаха Кирилла и схимонахини Марии. В Покровском соборе монастыря хранятся известные чудотворные иконы Богоматери : “Толгская”, “Смоленская”, “Тихвинская” и “Знамение”. Чудотворные иконы прославились избавлением обители от чумы в 1771-м и холеры в 1848-м годах.
Возрождение монастыря началось в марте 1989 года, когда в Покровском соборе состоялся первый молебен. С этого момента началась новая жизнь Покровского Хотькова женского монастыря. Восстановление поруганных святынь ведется силами монахинь и послушниц монастыря. До полного завершения работ еще далеко, однако с Божьей помощью сестры осилят и эту трудную работу
Поклонившись святыням монастыря, паломники отправились дальше по намеченному пути.
В дороге случается всякое. Вот и на этот раз не обошлось без прокола колеса. Совместными усилиями колесо заменили довольно скоро.
Далее на пути паломников была Свято-Троице Сергиева Лавра. Как испытание решимости паломников, к проколу колеса прибавился еще и дождь, поначалу редкий.
Свято-Троице Сергиева Лавра.
Едва ли найдется в Москве или Подмосковье человек, даже совершенно не воцерковленный, который хотя бы однажды не побывал в этом центре российского православия. Не будем перечислять известные всем святыни и достопримечательности Свято-Троице Сергиевой Лавры.
Наши паломники бывали здесь и раньше неоднократно, однако и в этот раз с удовольствием снова посетили Лавру, поклонились ее святыням , приобрели новинки в лавках Лавры, набрали воды из источников.
К концу посещения Лавры дождь разошелся не на шутку, а впереди паломников ждал еще Черниговский Гефсиманский Скит.
Черниговский Гефсиманский Скит основан в 3-х верстах от Троице-Сергиевой Лавры по благословению Святителей Филарета Московского и Филарета Киевского и Галицкого в 1844 году.
В 1847 году юродивый «Филиппушка» — блаженный Филипп, к которому позднее присоединились его сыновья, начал сооружать пещеры наподобие Киево-Печерской Лавры. Так образовалось пещерное отделение Гефсиманского скита.
В 1866 году Гефсиманский скит приобретает известность на всю Россию после того как тут поселился и принял послушание наставничества старец Варнава Гефсиманский, наделенный Господом дарами прозорливости и исцелений от недугов душевных и телесных. В 1905 году его посетил царь Николай II со своим семейством.
После блаженной кончины преподобного Варнавы в 1906 году на его могиле стали совершаться чудеса. Он был похоронен в пещерной Иверской часовне. В 1997 году преподобный Варнава прославлен в лике святых..
После обретения мощей преподобного Варнавы, из его могилы забил источник. Воды источника по трубам были отведены к расположенному у подножья скита живописному пруду. Воды источника славятся своей целительной силой от слепоты и душевных недугов. Паломники по крутой тропинке спускаются к источнику и набирают целительной воды.
Но не только целительным источником известен скит. Свое второе название — Черниговский Гефсиманский Скит приобрел после того как в 1869 году в Скиту просияла Черниговская икона Божией Матери. Первым чудом, явленным иконой, было исцеление парализованной в течение 10 лет крестьянки. Позднее было зарегистрировано свыше 100 чудес и исцелений, исходящих от этой иконы
Несмотря на усиливающийся дождь настроение у наших паломников радостное. Поклонившись святыням Черниговского Гефсиманского Скита и набрав воды из целительного источника, они укрепляются в намерении продолжить поездку при любой погоде.
Впереди — храм Преображения Господня в Радонеже
Радонежская церковь Преображения Господня с приделом Преподобного Сергия Радонежского построена в 1836-1842 гг. на средства прихожан. Церковь расположена на вершине живописного холма, у основания которого протекает речка Пажа, питаемая множеством холодных ключей
Многовековая история поселения Радонеж тесно связана с именем преподобного Сергия Радонежского. В 1328 г. в Радонеж переселился со своей женой Марией и всей семьей и родственниками ростовский боярин Кирилл. Среди домочадцев боярина был и будущий великий молитвенник земли Русской Варфоломей, родившийся 3 мая в 1314 или 1319 году в селе Варницы (под Ростовом Великим), откуда семейство боярина переселилось в Радонеж.
29 мая 1988 г. в день 600-летия преставления Преподобного Сергия Радонежского неподалеку от храма Преображени Господня был установлен памятный знак.
У основаня памятного знака лежит камень с надписью «Сергию Радонежскому благодарная Россия». Из жития святого узнаем, что когда Варфоломею исполнилось семь лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она трудно давалась ему. Однажды Варфоломей встретил незнакомого старца, который помолился и благословил его. С тех пор он стал учиться легко и начал изучение Божественных книг. Памятный знак символизирует встречу ангела в образе старца с юным Варфоломеем, встречу, определившую будущую подвижническую жизнь святителя и его роль в истории православной России.
Вместе с братом своим Стефаном Варфоломей ушел в Радонежский бор, где братья стали вести монашескую жизнь и построили деревянную церковь во имя Святой Троицы — основу будущей Троице-Сергиевой Лавры. 7 октября 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем Сергий.
Особую для России историческую роль сыграл преподобный Сергий Радонежский перед Куликовской битвой, когда все враждовавшие Московские князья соединились, признав главенство Димитрия Донского. Преподобный Сергий Радонежский предсказал ему победу и дал в помощь монахов Пересвета и Ослябю.
Внутреннее убранство храма Преображения Господня в Радонеже отличается строгостью и изысканной красотой. Великолепный главный иконостас привлекает внимание наших паломников
Днем в храме Преображения Господня немноголюдно. Паломники не торопясь осматривают иконы храма, затепляют свечи и поклоняются чтимым иконам.
У подножия холма, на вершине которого находится Преображенская церковь, на берегу речки Пажи прямо над родником выстроена купель для желающих окунуться в воды родника. Под проливным дождем при температуре 14 градусов такое окунание кажется немыслимым. Однако, попробуйте сами и Вы убедитесь, что вера в целительную силу источника способна творить маленькие чудеса. Очень страшно опускаться в купель, но пересилив свой страх Вы окунактесь с головой и выныриваете — «Во имя Отца…» — и кажется, сейчас судорога сведет все тело, но Вы окунаетесь второй раз и выныриваете — «и Сына…» — и первая волна холода отступает, окунаетесь в третий раз и выныриваете и произносите уже спокойно — «и Святого Духа». Невесть откуда появившаяся теплая волна наполняет все тело и Вы уже способны с удовольствием немного поплавать в родниковой воде, а дождь после выхода из купели кажется совсем теплым. Разве это не маленькое чудо?.
Вслед за мужчинами в купель входят женщины — и тот же восторг, то же ощущение бодрости и тепла во всем теле после выхода из купели.
Почему-то в такие моменты вспоминается крещение на Иордане, о котором повествует Евангелие, и появляетсяя ощущение своей причастности к этому событию.
Думаете кто-нибудь из паломников простудился? Ничего подобного, даже насморк не появился.
Паломнические поездки дают возможность приобщиться к духовным ценностям православия. Не менее важно, что такие поездки создают условия для непосредственного общения людей. После таких поездок малознакомые прежде люди начинают встречаться во время богослужений в храме как добрые старые друзья. Общие духовные интересы объединяют людей и возрождают дух православной общины.