В Евангелие от Луки о Рождестве Христовом читаем:
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле.
Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею.
И пошли все записываться, каждый в свой город.
Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова,
Записаться с Мариею, обрученной ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей;
И родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостиннице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего.
Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.
И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям;
Ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь;
И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее:
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение.
Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И поспешивши пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях.
Увидевши же рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем.
И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем.
И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.
Удивительным образом мотивы евангельских повествований вошли в тексты Богослужебных молитв и песнопений. Обогатившись музыкальным оформлением, они составляют целый пласт культуры.
Раннее утро Рождества.
За окнами еще темно, только на стеклах окон поблескивают снежинки после прошедшего ночью снегопада.
Многие люди этим ранним утром, задолго до начала службы по хрустящему снежку спешат в церковь на праздничное Богослужение.
В дни больших праздников в храме бывает многолюдно и надо успеть заранее приобрести свечи, подать записки о поминовении.
До начала службы можно не спеша подойти и приложиться к чтимым иконам.
Постепенно храм наполняется верующими, и торжественная праздничная литургия начинается.
В самом начале Богослужения прихожане затепляют свечи и прикладываются к чтимым иконам.
В праздник Рождества Христова в храме особенно много детей. Для них этот праздник — долгожданный, с ним дети связывают свои мечты и желания. Многие дети в этот праздник причащаются.
Родители стараются во всем создать для детей атмосферу праздника, поэтому приводят детей на службу в праздничных нарядах.
Церковные праздники — это лучший способ научить детей правилам поведения в храме. Вот и стараются родители, а то и бабушки, показать детям, как надо правильно креститься, прикладываться к иконам.
Давайте просто посмотрим на фотографии детей.
Вход с Евангелием.Ход литургии хорошо знаком прихожанам, однако, литургия в праздник Рождества Христова отличается своими особыми праздничными песнопениями, которые сразу отличит даже ухо невоцерковленного человека. В начале праздничной литургии звучат красивые песнопения, называемые антифонами праздника.
Вместо Трисвятого в Рождественских песнопениях мы слышим
«Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся»
На литургии читается Евангелие и Апостол.Очень красиво звучит основное песнопение праздника (кондак)
«Дева днесь Пресущественного раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».
Проводится каждение алтаря и всего храма. Приведенный выше кондак празднику, с такими почти сказочными, детскими словами, очень часто звучал в прежние времена в сельских приходах не только в храмах, но и в то время, когда священнослужители после праздника Рождества Христова ходили по домам своих прихожан «со славою». Это же песнопение пели дети, когда ходили на Рождество «колядовать».
И в наши дни во многих народных колядках звучит тема волхвов, путешествующих со звездою.
На литургии отец Андрей огласил Рождественское послание Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II чадам Русской православной Церкви.
Великий вход со Святыми Дарами.
Дары переносятся на престол для совершения таинства Евхаристии.
После великого входа прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин. Среди причастников много детей. Большинство детей уже знает, как надо правильно подходить к причастию.
Еще несколько лет тому назад трудно было представить, чтобы на праздник Рождества в церковь пришло так много детей с родителями. А сейчас вот их сколько! И видно, что не в первый раз они с радостью идут к причастию . Значит, что-то в нашей жизни меняется.Наступает самый волнующий момент литургии — священник выносит Святую Чашу и читает молитву причащения.
Начинается причащение. Первыми по традиции к Святой Чаше подходят дети. Маленьких детей причащают на руках у родителей, дети постарше подходят к Святой Чаше самостоятельно. Вслед за детьми и взрослые приступают к принятию Святых Христовых Таин.
После окончания причащения читается молитва благодарения.
Сойдя с амвона, перед праздничной иконой священник читает еще молитву, называемую заамвонной.
«…Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен есть, сходяй от Тебе, Отца светов;…»
Завершается праздничная литургия.
Перед отпустом клир и прихожане поздравляют отца Андрея с праздником Рождества Христова.
На отпусте отец Андрей всегда поздравляет причастников с праздником и с принятием Святых Христовых Таин.
Вот и закончилась праздничная литургия, в которой прозвучало много праздничных красивых молитв и песнопений. Особым украшением праздника стали нарядные дети. Да и взрослые прихожане создали радостную праздничную атмосферу на Рождественской литургии.
Обычно после литургии в храме святого Александра Невского в Вербилках служится еще водосвятный молебен.
Не стал исключением и праздник Рождества Христова. На водосвятном молебне помимо освящения воды читаются записки о поминовении, поданные прихожанами.
Праздничные службы Рождества Христова открывают Рождественские Святки — период до Крещенского Сочельника, наполненный празднованиями, гуляниями, весельем. Это время шумных детских Рождественских Ёлок, звонких детских песен, хороводов. Об одной из таких Рождественских Ёлок в храме святого Александра Невского мы расскажем на следующей странице.