19 июня 2005 года — день святой Троицы, Пятидесятница.
Накануне вечером в храме служится всенощное бдение. Этот вид богослужения сложился во времена первых христиан. Тогда служба продолжалась всю ночь, отчего и получила такое название. В наше время служба, конечно, короче, однако духовный смысл ее остался прежним — достойно подготовить верующего человека к Божественной литургии.
Всенощное бдение включает вечерню и утреню.
Давайте посмотрим как проходит эта служба в храме святого Александра Невского в Вербилках
Еще днем накануне праздника святой Троицы храм преобразился. Вход в храм и иконы в притворе украшены березовыми веточками.
Служба еще не началась, прихожан пока нет, но все готово к началу службы. Иконостас храма украшен березовыми веточками. Сменился на зеленый и цвет завесы за царскими вратами
До начала службы свечи еще не затеплены, только слабый отсвет лампад на иконах, украшенных березовыми ветками. Праздник Троицы всегда приходится на время самых коротких в году ночей, поэтому во время вечерней службы храм освещается лучами заходящего солнца, а к окнам храма подступают ветки деревьев, налившиеся зеленью в полную силу. Так и кажется, что березки с улицы вошли в храм и все иконы разместились в их ветвях.
Запах свежих березовых веток, лампадного масла и восковых свечей создают удивительный аромат, особенно ощутимый в деревянном здании храма.
Постепенно храм наполняется верующими. В праздник святой Троицы многие прихожане стараются добавить что-то зеленое к своей одежде.
Иной горожанин, увидев в первый раз звонницу храма, подумает: «Да разве на таких колоколах можно отзвонить благовест?»
Но, право, стоит однажды услышать звон во все колокола, когда звонит Анатолий Васильевич, чтобы почувствовать, насколько обманчивым может быть первое впечатление. Дружный и слаженный звон высокого тона и красивого тембра слышен далеко от храма. Закончит звонарь свою работу, а звук колоколов еще долго слышен, словно колокола состязаются, чей звук дольше продержится в густеющем вечернем воздухе.
Начинается всенощное бдение великой вечерней. Отверзаются царские врата, проводится каждение алтаря, затем иконостаса и всего храма. Вечерня наполнена глубоким духовным смыслом, она символизирует Божественную благодать, наполнявшую Рай в ветхозаветные времена.
Каждение всего храма знаменует Духа Святого, Который, как повествует Библия, «носился над водою» при создании мира. Каждением воздается честь иконам и всем святым, призывается благодать Божия на предстоящих людей.
Перед началом всенощного бдения прихожане прикладываются к иконам и затепляют свечи.
На богослужених в храме святого Александра Невского всегда много детей, которые приходят на богослужение вместе с родителями Дети, так же как и взрослые, прикладываются к иконам и ставят свечи.
Дети постарше, особенно ученики воскресной школы, уже знакомы с церковным уставом и с пониманием участвуют в богослужении. Маленькие дети пока не понимают всего смысла происходящего и проявляют непосредственный детский интерес к тому, что делают родители.
Важное священнодействие вечерни — вход с кадилом. Он символизирует сошествие на землю Сына Божия для спасения людей. Сам вход символизирует Воплощение, а свещеносцы со свечами символизируют свет учения Христова.
Во время вечерни проводится освящение хлебов, пшеницы, вина и елея. Перед началом освящения читаются особые молитвы — литии, в которых церковь просит ходатайства перед Богом у всех святых. В литийных молитвах церковь просит об оставлении грехов, избавлении от стихийных бедствий, войн, междоусобиц.Эти молитвы усиливаются многократным пением «Господи, помилуй»
В воспоминание о пяти евангельских хлебах, которыми Господь насытил пять тысяч человек, освящаются пять хлебов, а также пшеница, вино и масло (елей). Священник молится об умножении этих Божиих даров и благословляет их.
Во время освящения проводится каждение Божиих даров.
Освящение хлебов, пшеницы, вина и елея завершает вечерню. Песнопение «Буди Имя Господне благословенно от ныне и до века» служит переходом к службе утрени.
В храме гасятся все свечи и начинается чтение шестопсалмия — шести избранных псалмов. Шестопсалмие как бы заменяет всю Псалтирь, которая прочитывалась полностью на всенощных бдениях во времена первых христиан. Шестопсалмие символизирует душевное состояние людей после изгнания из Рая и поиск людьми пути духовного спасения. Своим пришествием в мир Господь Иисус Христос открыл этот путь. .
По завершении чтения Псалтири начинается самая торжественная и яркая часть утрени — полиелей. В переводе с греческого полиелей означает «обилие масла» — символа Божией милости и благодатных даров. В это время в храме возжигаются все светильники. Эта часть всенощного бдения символизирует нетварный Свет Христов, явленный в Его Воплощении и Воскресении из мертвых. Прихожане с началом полиелея затепляют свечи.
Те из прихожан, кто не успел до начала службы подойти к иконам, прикладываются и затепляют свечи в начале полиелея.
Обилие света и множество горящих свечей — символов Света Христова явлются характерными особенностями этой части утрени. Открываются царские врата и священник совершает каждение всего храма, символизируя жен-мироносиц и апостолов, которые , узнав от ангелов о Воскресении Христовом, возвестили эту радость всем верующим.
В заключительной части утрени священник проводит помазание прихожан освященным елеем (маслом).
Перед елеопомазанием прихожане прикладываются к иконам.Одновременно с помазанием маслом священник окропляет освященной водой ветки березы и букеты цветов, которые приносят с собой прихожане, ведь завтра день святой Троицы и многие стремятся украсить свое жилище освященными веточками березы
После помазания маслом прихожане получают частицы хлебов, смоченные вином, которые освящались во время вечерни.
«Ведомо же будет, яко благословенный хлеб есть помогательный от всяких зол, аще с верою приемлется»
В самом конце всенощного бдения начинается, возможно, самая сокровенная и важная для прихожан часть службы — исповедь. В храме святого Александра Невского неукоснительно соблюдается правило, по которому каждый желающий причаститься на Божественной литургии должен побывать накануне на вечернем богослужении и исповедаться.
Среди исповедующихся и взрослые и дети. Кто-то исповедуется по памяти, но многие приносят записочки. Это выглядит со стороны особенно трогательно, когда с записочками исповедуются дети. Как тут не вспомнить о пользе духовного просвещения в воскресных школах.
Желающих причаститься в великий церковный праздник — день святой Троицы много. Уже закончены основные службы всенощного бдения, догорели почти все свечи и священник в алтаре уже снял праздничное облачение, а очередь прихожан на исповедь еще не закончена. Принятие святых Христовых Таин на литургии должно быть достойным, причастники придут на литургию с чистой совестью после исповеди.