Пасхальная литургия

Завершился крестный ход, и участники его с радостными улыбками входят в церковный притвор. После весеннего ночного холода храм встречает своих прихожан теплом и ярким светом.
IMAG0090_(5)

Затеплются красные пасхальные свечи, в церкви становится светло как днем. Начинается главный православный праздник, которого с таким нетерпением ждали все прихожане — и взрослые и дети
IMAG0092_(3)

Отверзаются Царские врата, священник с трехсвечником в руке кадит алтарь, а затем прихожан и троекратно возглашает: «Христос воскресе!». В ответ в храме раздается дружное «Воистину воскресе!». Так начинается радостная и торжественная праздничная пасхальная литургия.
IMAG0091_(1)

Над Царскими вратами загораются буквы «ХВ», подчеркивающие праздничное всеобщее ликование.
В последние годы в передачах телевидения в праздник Пасхи регулярно показывают сюжет о схождении Благодатного огня в храме Гроба Господня в Иерусалиме. Некоторым православным людям поведение арабских христиан во время праздника с громкими криками и скачками на плечах у товарищей может показаться далеким от благочестивых православных традиций, однако не следует спешить с осуждением.
Есть в празднике Пасхи какой-то удивительный радостный темперамент, вероятно, пришедший к нам из традиций праздника на Святой Земле, который можно наблюдать и в наших русских православных приходах. Легкая, радостная, темпераментная служба пасхальной литургии составляет разительный контраст со всеми размеренными и скорбными службами Великого поста.
IMAG0093_(1)

Во время пасхальной литургии все чинопоследования сменяют друг друга, как в калейдоскопе, поражая своей энергичностью, яркостью, сменой цвета. Только что священник был в светлых ризах и вот он уже в праздничном красном облачении с трехсвечником в руке осеняет прихожан крестом и опять возглашает «Христос воскресе!». И снова все прихожане радостно и задорно отвечают «Воистину воскресе!»
IMAG0094_(2)

Во время праздничной пасхальной литургии в храме святого Александра Невского в Вербилках отец Андрей всегда читает Огласительное слово Иоанна Златоуста.
Хотя со времени написания этого вдохновенного слова прошло уже более 15 веков, не потускнела поэтичность и образность этого сочинения. И в наше время так же актуальна терпимость Церкви к человеческим слабостям и немощам, так же актуально приглашение всех людей на праздничный духовный пир, на котором не бывает опоздавших, лишь бы совсем небольшая искра веры приводила человека на этот пир.
«Будем жe праздновать этот величайший и светлый праздник, в который воскрес Господь, будем праздновать его светло и вместе благочестиво: ибо Господь воскрес и воскресил вместе с Собой вселенную».
IMAG0095_(1)

Как и во время многих других служб, проводится каждение храма.
IMAG0099_(3)

Вход с Евангелием и чтение Священного Писания являются важными составляющими литургии. Основные чинопоследования праздничной пасхальной литургии и обычной воскресной литургии совпадают, однако, в праздник Пасхи они отличаются особенной торжественностью и красочностью.
IMAG0101_(3)

Но что особенно поражает во время пасхальной литургии, так это песнопения. Удивительно высокий темп особых праздничных песнопений в сочетании с высокими красивыми женскими голосами хора создают впечатление слаженного перезвона колокольчиков.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. И нам дарова живота вечный, поклоняемся Его тридневному воскресению;»
Людям, не имеющим музыкального образования, остается только изумляться, как такой слаженности можно добиться. К концу Страстной недели, наполненной многочисленными службами и подготовкой к празднику, у клира и певчих, кажется, не остается сил на долгую ночную службу. Но вот он приходит — праздник Светлого Христова Воскресения, и неизвестно откуда берутся силы, вдохновение и радостный настрой.
В этом — одно из чудес этого праздника.
IMAG0102

Великий вход со Святыми дарами,
IMAG0103_(2)

молитвы в алтаре
IMAG0104

и молитва причащения предваряют принятие Святых Христовых Таин прихожанами.
IMAG0105_(3)

Причастие в светлый праздник Воскресения Христова достойно венчает всю трудную духовную работу верующих во время Великого поста.
IMAG0106_(3)

Среди причастников много детей.
IMAG0107_(1)

Принятие Святых Христовых Таин в праздник Христова Воскресения является источником особой духовной радости для прихожан.
IMAG0108_(2)

По окончании причащения священник читает молитву благодарения.
IMAG0109_(1)

Во время праздничной литургии проводится благословение артоса.
Артос (в переводе с греческого — хлеб) является особым символом воспоминания о Спасителе, установленном первоапостолами. Апостолы, вкушавшие трапезу вместе с воскресшим Господом, после вознесения Его стали оставлять не занятым то место, на котором возлежал с ними Иисус Христос, а на столе против этого места стали оставлять хлеб. После трапезы, вознося благодарение Богу, апостолы поднимали этот хлеб, говоря: «Христос воскресе».
IMAG0110_(3)

Апостольский обычай сохранился в Церкви и дошел до нашего времени. Так же как апостолам хлеб напоминал о воскресшем Христе, так и в настоящее время артос, полагаемый в Пасху на виду у верующих, должен служить напоминанием о невидимом присутствии воскресшего Господа. В молитве на освящение артоса священник, призывая благословение Божие, просит Господа исцелить всякий недуг и болезнь, и подать здравие всем вкушающим артос.
IMAG0111_(2)

Продолжается праздничная литургия. Священник зачитывает пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II чадам Русской православной Церкви.
IMAG0112_(5)

При видимом высоком темпе праздничной литургии, она продолжительнее обычных воскресных Богослужений. При этом большинству прихожан она кажется очень короткой, настолько велико эмоциональное влияние праздничных элементов службы и несомненный духовный подъем, с которым эта служба проводится.
Заключительная часть праздничного Богослужения — отпуст.
IMAG0121

Прихожане прикладываются ко кресту.
IMAG0119_(2)

Как и в продолжение всей службы, на лицах у прихожан радостные улыбки.
IMAG0120_(3)

Алтарники во время отпуста раздают всем прихожанам пасхальные куличи и крашеные яйца.
IMAG0117_(4)

Обычай дарить крашеные пасхальные яйца возник, после того как святая Мария Магдалина поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: «Христос воскресе!». Обычай этот сохранился в православной Церкви и до наших дней.
IMAG0113_(3)

После окончания службы клир и прихожане поздравляют своего духовного наставника с праздником Светлого Христова Воскресения.
IMAG0114_(4)

Праздник святой Пасхи отличается своим по-детски радостным настроением, и Церковь с пониманием относится к ребячеству прихожан. В этот праздник всем желающим разрешается звонить в церковные колокола. Ни в какой другой праздник не увидишь в храме столько радостных и улыбающихся лиц. Это, действительно, светлый и радостный праздник.
IMAG0115

Пасхальная духовная радость в значительной мере достигается подготовкой к Светлому Христову Воскресению в продолжение всего Великого Поста. Можно много говорить о пользе постов (далеко не в первую очередь постов в еде), но гораздо нагляднее польза и благодатное влияние поста видны на радостных лицах прихожан в праздник Пасхи.
IMAG0124_(3)

«Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеcех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Только чистым сердцем, подготовленным к великому празднику, можно по-настоящему ощутить всю радость праздника Светлого Христова Воскресения и величие жертвы, принесенной Спасителем для освобождения человечества от духовной смертности и безраздельной власти греха.
IMAG0125_(3)

 


 

Христос Воскресе!