В храме святого Александра Невского в Вербилках еще идет служба полунощницы Великой субботы, а на церковный двор и прилежащие улицы начинают собираться люди. Чем ближе к полуночи, тем больше людей собирается возле храма.
Среди собравшихся есть люди воцерковленные, которым трудно простоять всю службу в храме, есть и невоцерковленные. Много молодежи и детей. Собираются небольшими группами. То и дело кто-то из вновь пришедших торопливо входит в притвор церкви, чтобы купить свечи. И хотя полунощница еще не закончена и на улице слышны последние ее песнопения, многие уже затепляют свечи.
Люди старшего поколения помнят, как лет 20 -30 назад на крестный ход приходили поглазеть (а заодно и «взять на карандаш» знакомых, участвующих в Богослужении) не вполне трезвые комсомольские активисты, склонные к различным выходкам. И в наше время в больших городах многие храмы в праздник Пасхи охраняются нарядами милиции.
Отрадно, что среди людей, собравшихся на крестный ход возле церкви святого Александра Невского нет желающих «себя показать», никакой охраны не требуется. Это значит, что в сознании людей святая Пасха стала настоящим праздником, а не собранием чудаков, над которыми можно посмеяться.
А в храме тем временем завершилась полунощница, закрылись Царские Врата и начал строиться крестный ход.
Церковный староста Анатолий Васильевич хорошо знает всех прихожан, и заранее по благословению отца Андрея определил, кто какие церковные святыни будет нести. Поэтому никакой сутолоки и шума не возникает. Крестный ход строится в благоговейной тишине.
Среди тех, кому выпала честь нести главные святыни храма, — директор Вербилковского фарфорового завода В. Д. Лунев, участвующий в праздничном пасхальном Богослужении не первый год. Руководство завода многое делает для прихода, несмотря на непростое экономическое положение предприятия.
Разумеется, воцерковленные дети рядом со взрослыми. Им пока разрешается только пройти с затепленными свечами, однако право пройти в голове крестного хода для детей дорогого стоит.
Тем временем нетерпеливое ожидание на церковном дворе возрастает. Со всех сторон слышно: «Не идут еще?», «Скоро начнется?».
Почти у всех в руках затепленные свечи. В темной и прохладной ночи люди стараются прикрыть руками затепленные свечи, чтобы не задул их свежий весенний ветер.
Ровно в полночь на пороге храма показались первые участники крестного хода.
И вот крестный ход начинает свое движение вокруг храма.
Сначала негромкое церковное пение доносится только из храма.
Когда же церковный хор спускается с крыльца храма, весь церковный двор наполняется звуками радостного пасхального песнопения.
«Воскресение Твое Христе Спасе, ангели поют на небеcех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити»
Стихира праздника подхватывается всеми участниками крестного хода и большинством собравшихся в церковном дворе людей.
Крестный ход церковного народа возглавляет отец Андрей, предшествуемый иконами и другими церковными святынями. Белые блестящие праздничные облачения кажутся особенно яркими при свете свечей
Вслед за прихожанами к крестному ходу присоединяются и все люди, собравшиеся на церковном дворе.
И вот уже крестный ход превращается в живое кольцо, заполняющее все пространство вокруг храма, и стихира праздника, многократно повторяемая участниками крестного хода, стихая на одном его конце, вновь подхватывается на другом.
Крестный ход, несомненно, — один из самых зрелищных элементов праздничной пасхальной службы, но в то же время это один из самых эмоциональных ее моментов.
Удивительное ощущение единства и общей радости овладевает всеми участниками крестного хода — и взрослыми и детьми. Все трепетно охраняют дрожащие огни свечей от весеннего ветра.
Наконец крестный ход, обойдя вокруг здания церкви, достигает входа в храм. Двери храма в это время закрыты, и участники крестного хода выстраиваются перед входом в храм. Закрытые двери храма символизируют закрытые двери гроба Господня, к которым направились жены-мироносицы и апостолы для погребения Спасителя, и перед которыми первыми узнали весть о воскресении Господа.
У входа в притвор храма, лицом к собравшемуся народу встают несшие Евангелие и икону Воскресения. На крыльцо храма поднимается отец Андрей с трехсвечником (трикирием) и крестом.
Отец Андрей кадит церковные святыни,
а затем троекратно крестообразно кадит церковный вход и возглашает: «Слава святей». Так перед закрытыми дверями храма начинается праздничная утреня.
Священник, а за ним церковный хор и многие участники крестного хода троекратно поют тропарь праздника.
«Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».
С пением этого тропаря священник отверзает двери храма в подражание ангелу, отвалившему камень от дверей гроба Господня, после чего все участники крестного хода входят в храм.
У каждого человека своя дорога к Богу и храму. Кто-то впервые прочитал Евангелие и поразился мудростью и глубиной моральных ценностей, изложенных в нем, кто-то, возможно, случайно оказался на Богослужении и был очарован его красотой, а кто-то впервые из любопытства пришел посмотреть, что это за праздник такой — Пасха и оказался захваченным этой атмосферой единства и общей радости.
От первого знакомства с церковной жизнью до воцерковления — дистанция громадная. И дай Бог, чтобы первые впечатления от церковных праздников постепенно приводили людей к православной вере, в которой христианская мораль гораздо выше «жизненного успеха» и материальных благ.
Крестный ход открывает самый радостный православный праздник — Светлое Христово Воскресение. Праздничное Богослужение в храме начинается с Божественной литургии. Участники крестного хода постепенно заполняют храм…