Великий пост: Соборование (елеосвящение)

Человек создан совершенным. Его внутренних ресурсов, данных Создателем, вполне достаточно для того, чтобы приспособиться к самым трудным условиям окружающей среды. Однако за долгую историю существования человека накапливались повреждения его природы, в результате которых постоянным спутником современного человека стали болезни. Церковь учит, что основной причиной болезней является повреждение духовной природы человека вследствие грехов. Часть болезней человечество научилось лечить, но значительная часть болезней физических и все болезни духовные так и остаются неподвластными современной медицине.
А между тем, еще со времен ветхозаветных существовали методы исцеления, основанные на Богослужении. В третьей книге Моисеевой — Левит читаем:
«И нальет священник елея на левую свою ладонь,
И елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицем Господним…
А остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, чтоб очистить его пред лицем Господа»


В наше время в Православной Церкви проводится таинство, которое называется соборованием. Посмотрим, как проводится это таинство в храме святого Александра Невского в Вербилках.

У людей невоцерковленных слово «соборование» вызывает в памяти литературные произведения, в которых к умирающему человеку призывают священника для исповеди. У многих людей соборование связывается с таинством напутствия к смерти. Это — распространенное заблуждение.
Соборование является таинством исцеления больных, в котором священник помазует больного освященным елеем (маслом) и испрашивает для него, вместе с Церковью, благодать Божию, исцеляющую его душевные и телесные недуги для новой жизни в покаянии.
Православные люди приготовляются к Таинству Соборования покаянием и исповедью.

IMAG0001_(2)

Во время своей земной жизни Господь Иисус Христос неоднократно исцелял больных, возрождал помраченные грехом души. Господь заповедовал и ученикам Своим исцелять больных. Апостолы, в свою очередь, научили так же поступать верующих. Апостол Иаков учит:
«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему»

IMAG0002_(2)

Издавна установился обычай совершать соборования на Страстной седмице Великого Поста. Если прихожан, желающих собороваться, много, соборование проводится и в другие дни Великого Поста.
Очень важно, что в Таинстве соборования испрашивается отпущение грехов, в том числе и забытых, не исповеданных.
В храме Таинство Соборования проводится и над больными и над здоровыми, потому что все люди нуждаются в прощении забытых грехов, и нет людей по-настоящему здоровых и физически и духовно.

IMAG0003

На Руси соборование в современном его виде совершается над здоровыми людьми во всех соборах и монастырях с XVII века.
В более ранние времена при совершении таинства, был необходим собор из семи пресвитеров, что и дало название таинства — «соборование». За время своего существования чинопоследование таинства менялось.

IMAG0004_(3)

В настоящее время соборование совершается или в церкви или дома, среди собрания людей. При необходимости таинство могут совершать три или даже один священник с условием, чтобы он совершал его от лица собора священников и произносил все молитвы, сколько их есть, и совершал семь помазаний.

IMAG0012_(3)

Неизменным в Таинстве Соборования остается его суть — уврачевание больного и прощение грехов, в том числе забытых. Средствами достижения этих целей с глубокой христианской древности являются елей и молитва. Таинство соборования, как врачевство, может совершаться неоднократно.

IMAG0005_(2)

Елей (масло) имеет особое значение в соборовании. В античной Греции, Риме и древнем Израиле масло считали целебным веществом, особую важность придавали натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней.
В соборовании используется освященный елей. Его освящение проводится в ходе таинства, отчего само таинство получило второе название — елеосвящение.

IMAG0006_(2)

Перед началом елеосвящения на середину храма выносится стол, на который прихожане ставят различные сосуды с маслом для его освящения. В этом елеосвящение напоминает чины освящения меда и яблок.
На стол также ставится блюдо с пшеницей, зерна которой служат символами зародыша выздоровления и новой жизни. Кроме пшеницы на блюдо ставится сосуд, в который вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления. На блюде устанавливаются также семь свечей.

IMAG0008_(3)

В начале елеосвящения священник добавляет к елею, которым помазываются участники соборования, немного вина.
Это делается в подражание тому врачевству, какое употребил, как об этом рассказывается в притче Господней, самарянин для врачевания избитого разбойниками человека
Красное вино, кроме того, символизирует кровь Христову, излитую на кресте для спасения людей

IMAG0009

Начинается чин соборования. Первая часть его — молитвы и псалмы. Они отличаются от тех, которые читаются на обычных вечерних Богослужениях Великого Поста.
«Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый…»

IMAG0013_(1)

В каноне и стихирах испрашивается всем соборующимся исцеление от недугов и болезней.
«Елеем благоутробия, Владыко, утешаяй присно души, купно и телеса человеческая, и храняй елеем верныя: Сам и ныне ущедри елеем приступающия к Тебе…».

IMAG0015_(1)

Затем следует вторая часть соборования — освящение елея.
Священник затепляет семь свечей на блюде с пшеницей и елеем.
Возглашается ектения: «Миром Господу помолимся», в которой возносится моление: «О еже благословитися елею сему, силою и действом и наитием Святаго Духа».

IMAG0017_(1)

Потом священник читает молитву, в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазующихся.
После молитвы поются тропари — Христу Спасителю, святому апостолу Иакову, святителю Николаю Чудотворцу, святителю Дмитрию Мироточивому, целителю Пантелеимону, святым бессребреникам, святому Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

IMAG0018_(2)

Принимающие соборование также затепляют свечи и участвуют в ходе Богослужения.

IMAG0025_(2)

Среди соборующихся много людей молодого возраста. К соборованию допускаются также дети старше семи лет.

IMAG0024_(4)

Затем начинается третья часть чина соборования — помазание елеем.
«Вземлет иерей стручец и, омочив во святый елей, помазует болящего крестообразно на челе, на ноздрях, на ланитех, на устех, на персех, на руках на обе стороны»

IMAG0020_(2)

Во время помазания елеем читается молитва:
«Отче святый, Врачу душ и телес, пославый Единароднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляяющаго, исцели и раба Твоего (имя) от обдержащия его телесныя и душевныя немощи и оживотвори его благодатию Христа Твоего…»

IMAG0021_(2)

Третья часть елеосвящения включает семикратное чтение отрывков из Евангелия, Апостола и молитв, призывающих Божественную благодать. После каждого чтения священник совершает помазание.

IMAG0026_(3)

В храме святого Александра Невского в Вербилках все эти действия семикратно выполняет отец Андрей.

IMAG0027_(1)

Число семь является символом Церкви и выражает полноту ее.

IMAG0028_(3)

После окончания каждого из семи помазаний священник гасит одну из семи свечей, установленных на блюде.

IMAG0046

Уместно сравнить соборовавние и покаяние во время исповеди. В обоих случаях подается очищение от грехов, совершенных после крещения. Однако есть и существенная разница. Во время исповеди священник лишь свидетельствует перед Богом о факте покаяния исповедника. Во время соборования священнослужители (а в их лице и вся Церковь) непосредственно участвуют в испрошении очищения от грехов.

IMAG0048_(3)

После седьмого помазания священник раскрывает Евангелие и, держа его текстом вниз, возлагает поочередно на головы всех принимающих соборование.

IMAG0050

При этом священник молит Господа о прощении всех грехов соборующихся.
«Сам и раба Твоего (имя), кающегося о своих си согрешениих приими обычным Твоим человеколюбием, презираяй вся его прегрешения»
Раскрытое Евангелие символизирует исцеляющую руку Самого Спасителя.

IMAG0051_(2)

В короткой проповеди перед отпустом отец Андрей рассказывает прихожанам о смысле и значении соборования. Всем принявшим соборование отец Андрей советует причаститься Святых Христовых Таин на ближайшей литургии

IMAG0055_(2)

Отпуст.

IMAG0057_(1)

 


Великий Пост — время духовного очищения и обновления православных людей.
Церковь создает условия для успешного выполнения этой великой духовной работы. Во здравие души и тела!