Великий пост: Вход Господень в Иерусалим.

ikon

Когда на последней неделе
Входил Он в Иерусалим,
Осанны навстречу гремели,
Бежали с ветвями за Ним.
А дни все грозней и суровей,
Любовью не тронуть сердец.
Презрительно сдвинуты брови.
И вот послесловье, конец.
Свинцовою тяжестью всею
Легли на дворы небеса.
Искали улик фарисеи,
Юля перед Ним, как лиса.
И темными силами храма
Он отдан подонкам на суд,
И с пылкостью тою же самой,
Как славили прежде, клянут.
Толпа на соседнем участке
Заглядывала из ворот,
Толклись в ожиданье развязки
И тыкались взад и вперед.

И полз шепоток по соседству
И слухи со многих сторон.
И бегство в Египет и детство
Уже вспоминались как сон.
Припомнился скат величавый
В пустыне, и та крутизна,
С которой всемирной державой
Его соблазнял сатана.
И брачное пиршество в Кане,
И чуду дивящийся стол.
И море, которым в тумане
Он к лодке, как по суху, шел.
И сборище бедных в лачуге,
И спуск со свечою в подвал,
Где вдруг она гасла в испуге,
Когда воскрешенный вставал…

Б. Л. Пастернак 1949 г.


Накануне Страстной недели, после завершения сорокадневного Великого Поста, Православная Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим. Этот праздник является одним из двенадцати главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви. Его значение для православных людей состоит в том, что в этот день вспоминается событие, ставшее прологом к целой череде величайших в истории событий, изменивших ход развития человеческой цивилизации. В этот день Спаситель, уже многократно явивший людям Свою Божественную природу, вошел в Иерусалим, сознавая, что не будет понят и принят людьми, и, тем не менее, готовый добровольно принять страдания и смерть за спасение всего человечества. История не знает более великой жертвы. В греховном сознании людей Бог связывался с чисто материальными представлениями о власти, богатстве, карающей силе. Не могло вместить сознание людей того времени всей мудрости и величия духовного учения, которое Спаситель принес в материальный мир людей. Учитель прибыл в Иерусалим как простой человек верхом на молодом осле. От Него ожидали властных поступков, чудес и материальных благ, а Он принес людям гораздо большее — новую мораль, основанную на заповедях любви, изложенных в Нагорной проповеди, мораль, которая должна дополнить и заменить мораль на основе Моисеевых заповедей и предназначалась будущим поколениям людей. В то жестокое время только ученики оказались способными воспринять учение Спасителя. Народ же встречал Его как нового царя Иудейского, постилая на дороге Его свои одежды и пальмовые ветви, с возгласами «Осанна! Благословен Грядый во имя Господне».
В течение недели после входа Спасителя в Иерусалим произошли великие события и чудеса. Спаситель открыл и заповедал ученикам величайшие таинства веры, подготовил их к чуду Воскресения, дал наставления по устройству Церкви Христовой для всего мира. Венцом этих событий стал крестный подвиг и чудесное воскресение Спасителя. Православные люди молитвенно вспоминают все события этой недели, описанные в евангельских повествованиях. Неделя эта в память о страданиях Спасителя называется Страстной, а каждый ее день — Великим. Страстная неделя наполнена для верующих особенной скорбью воспоминаний о предательстве Господа, о Его страданиях и крестном подвиге и особой радостью воспоминания о Воскресении Господнем, принесшем спасение всему человечеству. У православных людей на этой неделе бывает строгий дополнительный пост, подготавливающий их к радостному празднику Светлого Христова Воскресения.


В наше время уже трудно поверить, особенно людям молодым, что всего 20 — 30 лет назад в нашей стране невозможно было приобрести книги Священного Писания, иконы, а вера в Бога рассматривалась как ущербность. В те времена обязательным было политическое образование в системе партийной учебы даже для людей беспартийных. На семинарах рассматривались «актуальные вопросы идеологической работы КПСС». Часто на таких семинарах затрагивались и вопросы религии, конечно же, с позиций материализма, атеизма и критики «религиозных заблуждений и предрассудков». Один из тезисов атеистической пропаганды состоял в том, что нет никаких свидетельств или документов, подтверждающих земную жизнь Иисуса Христа. Христианское учение рассматривалось как миф, подобный мифам античной Греции. О возможности паломнической поездки на Святую Землю нельзя было даже мечтать.
Однако Бог поругаем не бывает. Прошло время, и как дым рассеялось пустословие атеистической пропаганды, начали возрождаться храмы и монастыри, люди потянулись к православию. В наши дни многие люди имеют возможность посетить с паломнической поездкой Святую Землю и своими глазами увидеть многочисленные материальные свидетельства событий, описанных в евангельских повествованиях.

Яффская дорога, по которой Спаситель входил в древний Иерусалим. По мере приближения к Иерусалиму она поднимается все выше и выше по многочисленным холмам в Иудейских горах.
Таким открывается из окна автобуса вид на старый город при подъезде к современному Иерусалиму по Яффской дороге. В дымке жаркого летнего дня различаются лишь стены, окружающие старый город, и тускло поблескивающие в мареве купола соборов и мечетей.Photo3

Иерусалим расположен на нескольких высоких холмах. Старый город, как и во времена земной жизни Спасителя, окружен садами.F1000004

У подножия крепостной стены, окружающей старый город, начинается гигантский овраг между холмами, который с дохристианских времен назывался «Геенна огненная». Здесь приносились жертвы всесожжения, и до сих пор здесь сохранились остатки жертвенников для всесожжения.

F1000007

Старый город в Иерусалиме окружен высокой каменной стеной.F1000006

За тысячелетия своего существования крепостная стена старого города в некоторых местах частично разрушалась, поэтому во многих местах старого города проводятся работы по ее реставрации и укреплению.F1000008

Ворота, ведущие в старый город, как и две тысячи лет назад, охраняются солдатами. Через одни из таких ворот в древний Иерусалим входил Спаситель.F1000002

«Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе!
Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!
Се, оставляется вам дом ваш пуст…
И вышед Иисус шел от храма. И приступили ученики Его, чтобы показать Ему здание храма.
Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Евангелие от Матфея, гл. 23, 24F1000014

Сбылись слова Спасителя.
Стена, известная теперь как «Стена плача», — это все, что осталось от грандиозного древнего Иерусалимского храма. Размеры и великолепие древнего Иерусалимского храма трудно себе представить. Глядя на огромные камни, из которых выложена стена, кажется, что храм, сложенный из таких камней, невозможно было уничтожить или разрушить, однако предсказание Спасителя оказалось точнее человеческих представлений.F1000015

Во многих местах старого города и за его пределами ведутся работы по реставрации, а также археологические раскопки.F1000016

Некоторые места раскопок оставляют открытыми, для того, чтобы все желающие могли увидеть сохранившиеся фрагменты древних зданий и сооружений.Photo5

При проведении раскопок и реставрационных работ обнаруживается множество фрагментов зданий, возраст которых значительно превышает две тысячи лет.Photo6

Открытые в процессе раскопок здания, их расположение, обнаруженные предметы и памятники материальной культуры древнего Иерусалима удивительно точно соответствуют описаниям, которые можно найти в евангельских повествованиях и святоотеческих книгах времен первых христиан.F1000013

Гефсимания.
Здесь Спаситель, незадолго до того как Он был предан Иудой и схвачен, молился и говорил:
«Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты».
Так выглядит в наше время Гефсимания, расположенная за пределами старого города неподалеку от крепостной стены.Photo4

В память о событиях Страстной недели в Гефсимании построено несколько христианских храмов. У подножия холма расположен храм Армянской Православной Церкви, который называется Гефсиманским. Выше расположен монастырь с храмом Русской Православной Церкви за рубежом в честь святой Марии Магдалины.F1000005

В монастыре живут монахини, насельницы и послушницы из многих стран мира. Службы в храме проводятся на русском языке, однако ухо русского человека невольно улавливает легкий акцент даже в песнопениях.F1000012

Каждый православный человек, которому посчастливилось побывать на Святой Земле, навсегда сохраняет эти места в памяти своей. На Земле много интересных мест, но воспоминания о местах, по которым ходил Спаситель во время Своей земной жизни и в которых Он принес Свою спасительную жертву, занимают особое место в душе. Во время Богослужения в праздник Входа Господня в Иерусалим, когда раздаются слова величания «Осанна в вышних,…благословен Грядый во имя Господне», эти воспоминания появляются с особой яркостью.