В большие церковные праздники в храме святого Александра Невского в Вербилках — многолюдно. Прихожане приходят в храм задолго до начала службы. В притворе церкви длинная очередь. Люди подают записки, приобретают свечи, церковную утварь.
В храме, хотя и многолюдно, толчеи и сутолоки никогда не бывает. Здесь каждый прихожанин встает на свое, давно облюбованное место. До начала службы люди здороваются, поздравляют друг друга с праздником. Человеку, бывающему в храме не часто, особенно бросается в глаза доброжелательная, почти домашняя обстановка. Возможно, это — особенность сельских и поселковых приходов, в которых духовно окормляются прихожане, хорошо знакомые друг другу.
В начале службы прихожане прикладываются к чтимым иконам, затепляют свечи.
На литургии в праздник Входа Господня в Иерусалим в начале службы слышим:
«Благословен Грядый во имя Господне, благословихом вы из дому Господня; Бог Господь и явися нам».
Это напоминание о событиях, с которыми связан праздник.
Праздничная литургия проходит по установленному порядку чинопоследования.
Вход с Евангелием в сопровождении свещеносца.
На литургии читается Апостол.
Отец Андрей во время литургии обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о значении праздника, открывающего для православных людей Страстную неделю. В своей проповеди отец Андрей особое внимание уделил значению духовного и материального в жизни людей. Он подчеркнул, что люди не всегда способны правильно оценить бесценный духовный дар, который принес в мир людей Спаситель. Так же, как и во времена земной жизни Господа, люди зачастую отдают свои предпочтения материальным благам и тем людям, с которыми эти блага они связывают в сознании своем.
Проводится каждение алтаря и всего храма.
Великий вход со Святыми Дарами.
Перед Великим входом звучит красивое песнопение, называемое Херувимской Песнью
«Иже Херувимы тайно образующие и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающие, всякое ныне житейское отложим попечение…»
Прихожане начинают готовиться к принятию Святых Христовых Таин
Перед принятием Святых Христовых Таин причастники прикладываются к праздничной иконе.
Среди причастников много детей.
У многих детей в руках ветки вербы.
Во времена первых христиан считалось, что хорошо и полезно причащаться каждый день. B древней Церкви уровень нравственности членов христианской общины был неизмеримо выше, чем в наше время, поэтому исповедь была исключительным событием, а причастие было ежедневным или еженедельным. Каждое присутствие на литургии предполагало и причащение.
В наше время причащение мирян не является ежедневным и даже еженедельным. Причащаются после исповеди, а исповедуются несколько раз в год, а иногда и того реже.
Исключение составляют дети, многие из которых причащаются еженедельно.
Со времен первых христиан Православная Церковь сохранила обычай причащения детей. В христианских конфессиях на Западе причащение детей начинается с того возраста, когда они уже в состоянии понимать отличие простого хлеба от евхаристического Тела Христова.
В Православной Церкви важно не понимание детьми Таинства, а само таинственное приобщение к Богу, совершающееся в Таинстве Евхаристии.
По понятным причинам маленькие дети перед причастием не исповедуются.
Если дети причащаются регулярно и часто, для них причащение становится привычным, и они вскоре приучаются подходить к Святой Чаше самостоятельно.
В приходе сложилась традиция, по которой взрослые подходят к Святой Чаше после того, как все дети причастятся Святых Христовых Таин.
Миряне должны готовиться к достойному причащению в течение нескольких дней, т.е. посещать храм, усерднее молиться дома, размышлять о предстоящем принятии Святых Таин, поститься, воздерживаться от всего, что может смутить их внутренний мир или осквернить помыслы.
Отец Андрей на исповеди или в разговорах с прихожанами рассказывает о необходимости дома, накануне причащения, вычитать положенные каноны и молитвы перед причащением. Среди взрослых причастников люди всех возрастов — и молодежь и пожилые, однако подготовка к причащению у всех одинакова.
Молитва благодарения и заамвонна молитва завершают принятие Святых Христовых Таин.
«Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, свяшенником, воинству и всем людем Твоим. Яко всякое даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Тебе, Отца Светов…»
Начинается заключительная часть литургии — отпуст.
В праздник Входа Господня в Иерусалим на отпусте совершается окропление святой водой веточек вербы, которые прихожане приносят на службу.
Во время отпуста прихожане прикладываются ко кресту, а священник окропляет вербы. Искрящиеся брызги святой воды попадают и на вербы и на лица прихожан.
Окропление верб вызывает радостное оживление среди прихожан. Такое же радостное оживление можно видеть и при освящении меда и яблок в праздники медового или яблочного Спаса.
Окропление особенно радует детей. Подходят ко кресту зажмурившись, а после окропления открывают глаза и восторженно улыбаются, радуясь маленькому чуду.
Трудно не поддаться общему радостному настроению во время окропления.
Улыбаются даже пожилые прихожане. А радоваться им есть чему. Весна вступила в свои права, в руках первые ее дары — живые веточки. И совсем скоро — Пасха…
Общая радость передается и отцу Андрею. Во время отпуста улыбка не сходит с его лица.
Всякий согласится, что только в своем приходе, где всё тебе знакомо и все разделяют твою радость, становится возможным такое искреннее и непосредственное выражение чувств.
Вот такую общность и можно называть приходом или, как в прежние времена, общиной.
После окончания литургии в храме служится водосвятный молебен, во время которого читаются записки о поминовении, освящаются иконы, кресты и другие предметы, используемые в повседневной духовной жизни прихожан.
Освящение осуществляется после чтения молитвы об освящении воды «силою и действом и наитием Святаго Духа.».
Во время освящения воды поется тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое…»
Во время водосвятного молебна хор спускается с клироса на середину храма. К хору присоединяются учащиеся воскресной школы. Звонкие детские голоса хорошо дополняют взрослые голоса. Так от службы к службе подрастает и набирается опыта будущий церковный хор.
Завтра начинается Страстная неделя — заключительная и самая насыщенная церковными событиями неделя Великого Поста. Для верующих эта неделя наполнена самыми сокровенными духовными переживаниями. Вслед за апостолами и женами-мироносицами православные люди за короткую Страстную неделю в своих молитвенных переживаниях проходят по пути великой скорби к великой радости Воскресения Христова.